Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
30 мая’ 24
Железная дорогая и все ее узлы и механизмы, при длительной эксплуатации могут выходить из строя и нуждаться в замене, ремонте или обслуживании. Стрелочный перевод, установленный на многих ветках и развязках ж/д путей, является именно таким устройством, поломка которого может привести к серьезным авариям, вследствие неправильно переведенных стрелок.
Почему неисправности стрелочного перевода на жд путях нельзя оставлять без внимания? Какие поломки этого механизма наблюдаются на ж/д дороге чаще всего?
Стрелочный перевод – особенности устройства
Основными функциональными особенностями стрелочного перевода, установленного на ж/д путях, являются:
- Стрелка. Состоит из 2 рамных и 2 подвижных рельсов, оснащенных направляющими и корневыми элементами. Также в конструкцию перевода входят тяги-соединители, а в целом механизм выполняет функции переключения направления движения локомотива.
- Крестовина. Специальная конструкция, имеющая желобчатый вид, предназначенная для качественного и эффективного прохода гребней бандажа, которые свешиваются ниже уровня головки.
- Остряк. Это особый тип профиля, длиной от 4,5 до 7 метров, который является острым с одного конца и надежно закрепленным с другого края. Поскольку остряк плотно прижимается к направляющей рамы, он создает для ж/д колес надежный путь, когда поезд переходит на новую линию или ветку.
- Рамный рельс. Элемент стрелки, который имеет достаточное количество отверстий под болты и скошенный участок вверху, позволяющий эффективно укрывать остряк.
- Переводное устройство. Позволяет перемещать остряковые направляющие, запирать их и постоянно контролировать их положение.
- Усовик. Элемент крестовины, который отливается монолитным или представлен сборной конструкцией, а его детали и комплектующие являются самыми изнашиваемыми.
- Контррельс. Предотвращает сход локомотива с рельсов, а также четко контролирует и направляет колесные пары в нужном направлении, при переезде состава на новую ветку. Устанавливается внутри железнодорожной колеи рядом с основным рельсом и удерживает нужное направление после того, как стрелочный перевод переключен.
Независимо от того, является ли поломка или дефект этого механизма серьезными или несущественными, при их обнаружении, реагировать стоит немедленно. Даже если пока нет прямой угрозы для жизни пассажиров, а также аварий подвижных составов, устранить любые неполадки стоит в кратчайшие сроки, потому что именно в месте переключения стрелок и переходе на новую ветку, локомотив может сойти с рельсов.
Самые распространенные поломки стрелочных переводов
Именно на это устройство, во время прохождения грузового или пассажирского поезда, действуют мощные комплексные силы, а стыки и остряки являются потенциально опасными и критическими местами, где довольно часто наблюдаются различные дефекты.
В числе основных видов поломок и дефектов, которые встречаются в стрелочных механизмах на ж/д путях, выделяются:
Отставание остряка от рамного рельса. Наиболее критичным является зазор между элементами, составляющий более 4 мм. Главной опасностью в такой ситуации является удар колесной реборды о торец рельса, в результате чего происходит аварийный изгиб движущихся частей, искажается расположение нитей рельсов и происходит быстрый износ и деформация соединенных между собой веток, полос и нитей. Если же реборда колеса попадет в образовавшийся зазор, имеющий более 4 мм ширины, то это чревато схождением состава с пути и серьезными авариями.
Выкрашивание остряка. Эта проблема встречается довольно часто, а приводит к ней в основном неправильная регулировка тяг. Если работники железной дороги не обращают на это внимание, то пострадает не только сердечник механизма, но и подвижные элементы рельсов, имеющих слишком большую высоту. Каждый показатель выкрашивания является индивидуальным и зависит от многих факторов, от конструкции ж/д линий и составляет:
- Главная колея – от 200 мм;
- Приемно-отправочная ветка – от 300 мм;
- Другие линии – от 400 мм.
Если выкрашивание остряка стрелочного перевода превосходит допустимый показатель, гребень полной скорости налетает на острие, в результате чего риск аварии и схода поезда с пути, существенно повышается.
Излом остряка или рамного рельса. Среди многочисленных неисправностей переводов стрелки, эта является самой обширной и разносторонней, поэтому включает следующие дефекты:
- Полные дефекты поперек рельсов, наблюдаемые по всем сечениям двутавровых профилей;
- Частичные дефекты, представленные существенными сколами, ослабляющими толщину рельса или другой конструкции;
- Трещины, сколы и другие повреждения, приводящие к нарушению целостности, качества, долговечности или геометрии металла.
Последний дефект является довольно опасным, если речь идет о головке рельсов. В этой ситуации ремонт часто является довольно сложным и кропотливым, а иногда невозможен вообще. Устранять проблему, дефект или неисправность и заменять поврежденный элемент стоит незамедлительно, иначе угроза и вероятность аварии является неизбежной.
Разрыв контррельсового болта. Несмотря на то, что этот болт является довольно небольшим, при его выходе из строя, весь стрелочный перевод становится потенциально опасным. При обнаружении разрыва контррельсового болта, специалисты, обслуживающие ж/д пути, обязаны остановить движение на этом участке, вплоть до полной замены поврежденного крепежа и тщательной проверки других элементов. Если из строя выходит только один болт, то вся нагрузка начинает распределяться между целыми крепежами, а если таких элементов несколько, то отрезок пути просто не выдержит движения груженого состава, что также приведет к серьезной аварии. Хотя замена болта не является слишком сложной, если не выполнить эту работу своевременно, то ситуация может полностью выйти из-под контроля.
Хотя это далеко не полный список поломок, встречаемых на железной дороге, они встречаются наиболее часто. В каждом отдельном случае, главным стимулом к немедленному устранению дефектов и повреждений, будет осознание того, что даже небольшая проблема может закончиться настоящей трагедией.