Бесплатно по России
Калькулятор Прайс-лист Заказ

15 апреля’ 24

Со временем, под воздействием механических сил, атмосферных условий и химического воздействия окружающей среды, рельсы подвергаются износу и различным дефектам, которые могут стать причиной снижения безопасности движения поездов и, в худшем случае, привести к авариям и катастрофам.

В данной статье мы рассмотрим основные типы дефектов рельсов, их причины и методы диагностики. Также будет затронута тема методов их устранения и предотвращения, включая современные подходы к обслуживанию и ремонту железнодорожного пути. Понимание этих аспектов имеет решающее значение для инженеров, технических специалистов и всех, кто занимается обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте.


Причины появления

Выход железнодорожных рельсов из строя может быть вызван рядом причин, связанных как с естественными, так и с эксплуатационными факторами. Вот основные причины, по которым рельсы могут выходить из строя:

1. Износ
Рельсы постоянно подвергаются воздействию тяжелых нагрузок от проходящих поездов, что приводит к их износу. Износ может проявляться в виде истирания верхней и боковой поверхностей рельса, уменьшения его сечения и искривления.

2. Усталостные повреждения
Повторяющиеся циклы нагрузки могут привести к усталостным трещинам в материале рельсов, что со временем может привести к их разрушению.

3. Коррозия
Влага и химические вещества в окружающей среде, такие как соли, используемые для борьбы с обледенением, могут вызвать коррозию металла, что со временем может привести их в негодность.

4. Температурные воздействия
Рельсы подвержены температурным расширениям и сжатиям. При значительных температурных колебаниях это может привести к появлению напряжений в металле, вызывая деформацию или даже привести к выбросу пути.

5. Повреждение из-за подвижного состава
Неправильно обслуживаемые или поврежденные колесные пары поездов могут наносить ударные повреждения рельсам, ускоряя их износ или вызывая трещины.

6. Плохое обслуживание пути
Недостаточный уход за железнодорожным полотном, такой как неправильная регулировка шпал и балласта, может привести к нестабильности пути и повышенной нагрузке на рельсы.

7. Неправильная укладка или сварка
Ошибки при монтаже или сварке рельсов могут привести к созданию слабых мест, которые со временем могут стать причиной выхода рельсов из строя.

8. Воздействие тяжелых нагрузок
Рельсы, рассчитанные на определенную максимальную нагрузку, могут быть повреждены, если по ним регулярно проходят поезда, превышающие эти пределы.

9. Вандализм или саботаж
Целенаправленное повреждение рельсов может также привести к их выходу из строя.

10. Природные явления
Землетрясения, оползни, наводнения и другие природные катастрофы могут нанести серьезный ущерб железнодорожному полотну и рельсам.

11. Электрокоррозия
Процесс, при котором металлические материалы, в том числе ж/д рельсы, подвергаются разрушению под воздействием электрического тока. Этот вид коррозии может привести к серьезным последствиям, включая сокращение срока службы рельсов и ухудшение безопасности железнодорожного транспорта.

Причин возникновения несколько:

Струи тока
Возникают из-за использования электрифицированных систем подачи питания для поездов, таких как токоприемники и третий рельс. Ток может протекать через рельсы, создавая электрохимические ячейки, которые вызывают коррозию.

Гальванические пары
Когда рельсы соединяются с другими металлами, например, с крепежными элементами, между ними может возникнуть разность потенциалов, что приводит к гальванической коррозии.
Посторонние электрические токи
Токи, возникающие от внешних источников, таких как подземные кабели или трубопроводы, также могут вызывать электрокоррозию.

Электрокоррозия рельс — это сложная проблема, требующая внимательного подхода и регулярного технического обслуживания.


Основные дефекты


Рассмотрим расположение основных дефектов и их наименования:

Сложные трещины - могут возникать в любой части рельса, часто в местах высоких напряжений, таких как головка рельса или в зоне стыков.

Горизонтальное расслоение - обычно обнаруживается внутри головки рельса, параллельно поверхности катания.

Вертикальное расслоение - проходит в вертикальном направлении, может быть обнаружено в головке рельса.

Усадочные раковины - дефекты литья, обычно находятся в головке рельса.

Расслоение шейки - дефект в области шейки рельса, между головкой и подошвой.

Изломы подошвы - разрывы в области подошвы рельса, которая лежит на шпалах.

Сплывы металла головки - деформация металла головки рельса, обычно из-за перегрева или высоких нагрузок.

Волнообразный износ - волнообразные углубления на поверхности катания, возникают из-за динамических нагрузок.

Влажные трещины - усталостные трещины, образующиеся на концах рельсов на расстоянии 2,54 — 3,18 мм от поверхности катания.

Поврежденные прокатные изделия - дефекты, возникающие в процессе прокатки рельса, могут быть расположены по всей длине рельса.

Местные искривления - деформации рельса в определенном месте, могут быть вызваны температурными изменениями или нагрузками.

Дефект рельсы «седловина» - прогиб в центральной части головки рельса, напоминающий седло.

Выкрашивание головки рельса - потеря материала головки рельса, часто в результате абразивного износа.

Продольная трещина на стыке рельса - трещина, идущая вдоль оси рельса, часто возникает в зоне стыка рельсовых плетей.

Регулярный контроль состояния рельсов и своевременное обнаружение и устранение дефектов являются ключевыми для поддержания безопасности и надежности железнодорожного транспорта.

Какие дефекты особо опасны?


Особо опасные дефекты рельсов  могут привести к серьезным последствиям, таким как сход поезда с рельсов или разрушение пути. Они требуют немедленного внимания и обычно должны быть устранены как можно скорее, чтобы обеспечить безопасность железнодорожного движения.

Вот несколько примеров и их возможные причины:

Изломы рельсов - полный поперечный разрыв рельса. Излом может быть вызван усталостными процессами, низкими температурами (хрупкий излом), нарушением технологии производства рельсов или воздействием чрезмерных нагрузок.

Горизонтальные трещины - трещины, расположенные вдоль оси рельса. Они могут возникнуть из-за коррозии, усталости металла или дефектов материала.

Вертикальные и наклонные трещины - трещины, которые могут располагаться внутри головки рельса или проходить через всю головку. Причиной может быть усталость металла, вызванная циклическими нагрузками от проходящих поездов.

Выкрашивание металла - утончение головки рельса, которое может привести к её разрушению. Это может быть вызвано абразивным износом или электрокоррозией.

Отслоение головки рельса - отделение части металла головки рельса. Это может произойти из-за дефектов литья, нарушений в процессе закалки или из-за усталости металла.

Коррозия - разрушение металла под воздействием окружающей среды, что может привести к уменьшению прочности рельса и образованию трещин.

Шейные трещины - трещины в области перехода от головки к стойке рельса. Они могут быть вызваны усталостными процессами и чрезмерными нагрузками.

Дефекты сварных соединений - неправильно выполненные сварные швы могут создавать слабые места в пути, которые подвержены образованию трещин и последующему разрушению.

Для предотвращения особо опасных дефектов рельсов используются различные методы контроля и обследования путей, включая визуальный осмотр, ультразвуковую дефектоскопию и другие виды неразрушающего контроля. При обнаружении опасных дефектов принимаются меры по их немедленному устранению или ограничению скорости движения поездов в опасных участках.

Классификация дефектов 

Классификация дефектов рельсов с использованием трехзначного кода является одним из способов систематизации и идентификации повреждений, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации железнодорожного пути. 

1. Первая цифра обычно обозначает тип дефекта:
   - Отслоение или выкрашивание металла
   - Поперечные трещины
   - Продольные заломы
   - и так далее, вплоть до 9 различных категорий.

2. Вторая цифра может указывать на причину дефекта:
   - Отклонения от технологии укладки
   - Качество стали
   - Ошибки при обработке
   - и другие причины, всего до 9 вариантов.

3. Третья цифра относится к расположению дефекта:
   - По всей длине рельса
   - В нескольких местах, часто на стыках
   - В других частях рельса, например, на подошве
   - и так далее, до 9 возможных местоположений.

Такая система позволяет быстро классифицировать дефекты и облегчает обмен информацией между специалистами, занимающимися обслуживанием и ремонтом железнодорожного полотна.

Более подробную информацию вы можете получить с помощью Распоряжения ОАО «РЖД« № 2499р от 23.10.2014 Об утверждении и введении в действие инструкции «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов«.

Осознавая серьезность потенциальных последствий, связанных с дефектами рельсов, отрасль постоянно разрабатывает и внедряет новые технологии и методы контроля качества, такие как неразрушающий контроль, автоматизированные системы мониторинга и передовые материалы для производства рельс.

Профилактическое обслуживание и регулярные инспекции играют ключевую роль в предотвращении аварий и обеспечении бесперебойной работы железнодорожной сети. Инвестиции в исследования и разработки, направленные на улучшение качества рельсов и методов их диагностики, должны оставаться приоритетом для железнодорожных компаний и государственных органов. 

В целом, устойчивое развитие железнодорожной отрасли напрямую зависит от способности предотвращать и устранять дефекты рельсов. Постоянное совершенствование технологий и методов, а также обмен опытом и знаниями на международном уровне, помогут повысить безопасность и эффективность железнодорожных перевозок, обеспечивая надежный и долгосрочный транспортный сервис для общества.

Советуем почитать

Соединения и пересечения железнодорожных путей
02 сентября’ 17
Соединения и пересечения железнодорожных путей
Шпалы
20 января’ 17
Шпалы
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
20 января’ 20
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
20 января’ 20
Неисправности стрелочного перевода: когда запрещается эксплуатация?
Классификация дефектов рельсов
20 января’ 20
Классификация дефектов рельсов
Какой должна быть подуклонка рельсов
20 января’ 20
Какой должна быть подуклонка рельсов
Какие типы рельсов бывают?
20 января’ 20
Какие типы рельсов бывают?
Виды стрелочных переводов
18 февраля’ 20
Виды стрелочных переводов
Какую ручную лебедку выбрать
18 февраля’ 20
Какую ручную лебедку выбрать
Назначение и виды ж/д противоугонов
18 февраля’ 20
Назначение и виды ж/д противоугонов
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
18 февраля’ 20
Реечный домкрат: какой лучше выбрать
Типы рельсовых скреплений
18 февраля’ 20
Типы рельсовых скреплений
Виды путевых работ на ж/д
05 марта’ 20
Виды путевых работ на ж/д
Зачем нужен контррельс?
05 марта’ 20
Зачем нужен контррельс?
Как работает реечный домкрат
05 марта’ 20
Как работает реечный домкрат
Работа рельсовых стыков
05 марта’ 20
Работа рельсовых стыков
Чем можно быстро распилить рельсы?
05 марта’ 20
Чем можно быстро распилить рельсы?
Как быстро разрезать рельс
07 мая’ 20
Как быстро разрезать рельс
Как меняют шпалы на железной дороге
07 мая’ 20
Как меняют шпалы на железной дороге
Как работает контактный рельс
07 мая’ 20
Как работает контактный рельс
Особенности работы автосцепного устройства вагона
07 мая’ 20
Особенности работы автосцепного устройства вагона
Подбивка шпал
07 мая’ 20
Подбивка шпал
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
07 мая’ 20
Виды неисправностей автосцепного устройства вагонов
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
07 мая’ 20
Какие отрасли промышленности связаны с железнодорожным строительством
Какие существуют материалы путевого строительства
07 мая’ 20
Какие существуют материалы путевого строительства
Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
07 мая’ 20
Когда нужно проводить утилизацию железнодорожных шпал
Устройство тормозных колодок вагонов
07 мая’ 20
Устройство тормозных колодок вагонов
Знаки перед железнодорожным переездом
25 марта’ 24
Знаки перед железнодорожным переездом
Рельсовая сталь: особенности, характеристики, марки
06 мая’ 24
Рельсовая сталь: особенности, характеристики, марки
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
30 мая’ 24
Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях
Оперативно ответим на ваши вопросы
Перезвоните мне
?